<

Иоганн Штраус (Мать)


Краткая биография Иоганн Штрауса-матери и либретто балета «Штраусиное озеро»

Широкому кругу зрителей хорошо известны имена Иоганн Штрауса-отца и Иоганн Штрауса-сына. Познакомимся с творчеством композитора Иоганна Штрауса-матери.
Несколько слов о социальной атмосфере в которой приходилось творить этому композитору. Упадок Австро-венгерской империи, постоянные отставки Императорского двора, галопирующая инфляция, а положение женщин просто ужасное: стирка, готовка и буквально несколько минут в день, чтобы заняться любимым делом - написанием произведений. Всё это наложило отпечаток на творчество Иоганн Штрауса-матери. Герои его произведений постоянно веселятся на балах, пьют, даже не просто пьют - напиваются, объедаются, занимаются всеми земными удовольствиями без всяких вредных последствий.
Итак, балет «Штраусиное озеро». Впервые оно было написано на небольшом клочке бумаги, который впоследствии переписывался семьёй Штраусов (это была воспитательная методика для детей). К переписыванию приложили руку известные популяризаторы музыки - известные композиторы, поэтому то в какой-то форме дошло до нас это произведение. Оно впитало в себя идеи многих переписчиков. Это не вина автора, это так получилось. Первоначально партитура была балетной, но в результате многочисленных переписок стала оперной.




Премьера балета в концертном исполнении «Штраусиное озеро» состоялась 1 апреля 1998 года на сцене Малого Зала Петербургской Филармонии.
Исполнители:
Хор и оркестр любителей Западно-Берлинской филармонии.
Дирижёр Андрей фон Алексеев

1 картина.
Классическая завязка. Герой приходит на бал. Узнав об очередной отставке правительства ведёт себя неадекватно. Заканчивается вечер, ближе к ночи главного героя потянуло к своим исконным корням. Само копание сопряжено с неприятным открытием.
2 картина.
Утро после бала. Никто не уверен в свежести своего дыхания, и потому все молчат. Однако снова бал. Главный герой пытается удивить всех своей Матильдой, но на поверку выясняется, что у иных Матильды не хуже. Тогда он находит нестандартное решение. Все изумлены.
3 картина.
Ни идейно, ни музыкально эта картина в опере не нужна. Но по иронии судьбы именно она дала название произведению. Герой решил продать душу дьяволу. Дьяволу это не нужно «Какого же дьявола тебе нужно»-спрашивает герой. В этой части, наконец то, отвечает с другого берега эхо. Но нам нет смысла вслушиваться в его ответ, поскольку слышны звуки нового бала. Посреди нового бала Главного героя начинают мучить сомнения, что вечер может пройти зря. Он начинает вести себя неадекватно. И только в финале Главному герою становится понятно, что все удовольствия либо не законны, либо аморальны, либо ведут к ожирению.